Речевые этапы
• Начиная с 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.
• В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».
• В 2 года ребёнок не разговаривает.
• В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
• До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.
• К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».
• К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.
• К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
• После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».
• После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).
• К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.
• В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.
Заключения специалистов
• Отоларинголог установил снижение слуха.
• Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.
• Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.
• Имеется расщёлина нёба, «заячья» губа, «волчья» пасть.
• Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.
• Ребёнок просовывает язык между зубами.
Общее впечатление от речи
• Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.
• Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
• Не стремиться к общению.
• Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
• Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
• Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
• С началом школьного обучения появились сложности с чтением
и письмом.